Элементарное трезвучие. Построение простого аккорда

Опубликовано: 17.02.2016

Не будет ошибкой сказать, что все музыканты используют в лексиконе слово «аккорд», хотя далеко не все (а особенно новички) знают, о чем вообще идет речь.

Аккорд «Ля-минор», аккорд «Ми-мажор», аккорд «Ля-мажор», аккорд «Ми-минор», — что это вообще такое с точки зрения элементарной теории музыки и как научиться строить простейшие аккорды, — вот о чем мы поговорим на ssabbass.ru в очередной теме раздела «Элементарная теория».

Элементарное трезвучие - как построить аккорд

Понятие аккорда

По старой традиции я не обращаюсь к общепринятой литературе, ее терминам и определениям, а излагаю суть вопроса так, чтобы это было понятно даже первокласснику, который вообще далек от музыки как мы с вами от Эвереста.

Итак, аккордом можно считать созвучие двух и более нот, подчиняющееся тем или иным принципам.

Тем не менее, чаще всего в аккорды, которые мы привыкли играть, входит не 2, а 3 ноты, отчего этот набор звуков превращается в простейшее трезвучие.

Т.е. общепринятые гитарные аккорды (если не брать в расчет музыкальные излишества, например, того же джаза) состоят из трех нот, где в обязательном порядке присутствует главная нота – тоника.
Простые аккорды, трезвучия

Разбор элементарного трезвучия

1. К примеру, мы говорим о «Ля-миноре». Исходя из названия аккорда сразу же видно, что здесь должна быть обязательная нота «Ля», которая в нашем случае и будет той самой тоникой. То есть, нота №1 – это нота «Ля».

2. Далее для построения трезвучия необходимо знать, в чем заключается разница между минором и мажором. Так вот:

• минорная нота образуется путем отсчитывания 3-х полутонов по возрастающей гамме, начиная от тоники;

• мажорная нота образуется путем отсчитывания 4-х полутонов по возрастающей гамме, начиная от тоники.

«Минор» предполагает расслабленное грустное звучание и включает ноты минорной гаммы. «Мажор», наоборот, звучит бодро, напористо, весело.

Если не полениться и произвести вышеописанных расчеты полутонов, то мы получим минорные и мажорные ноты, из которых будет строиться аккорд.

Минор (3 полутона от главной ноты №1 -у нас это «Ля»):

ля диез (A#) – си (Н) – до (C)

Мажор (4 полутора от главной ноты №1(у нас это «Ля»)):
ля диез (A#) – си (Н) – до (C) – до диез (C#)

Получаем, что мажорной нотой в тональности Ля будет До диез, а минорной нотой является чистое До.

Поскольку в нашем примере мы строим минорное трезвучие, то нас интересует минорная нота ДО (С), которая и станет №2 в нашем аккорде-трезвучии «Ля-минор».

3. Последняя нота трезвучия – пятая ступень гаммы может быть определена тем же самым подсчетом полутонов. Здесь мы постаем уже наоборот:

К минорной ноте прибавляем 4 полутона, а к мажорной – 3 полутона. Получаем:

Минор (4 полутона от минорной ноты №2 (в тональности «Ля» — это До):

до диез (C#) – ре (D) – ре диез (D#) – ми (E)

Мажор (3 полутона от мажорной ноты №2 (в тональности «Ля» — это До диез):

ре (D) – ре диез (D#) – ми (E)

Как видно, в обоих случаях мы вышли на одну и ту же ноту МИ, которая и будет являться третьей составляющей нашего трезвучия.

Примечание: найти пятую ступень, которую также зовут «доминантой», можно проще, если отсчитать 7 полутонов от тоники (главной ноты аккорда):

ля диез (A#) – си (Н) – до (C) – до диез (C#)– ре (D) – ре диез (D#) – ми (E)

ИТОГО получаем:

• трезвучие Ля-минора из нот: ЛЯ – ДО – МИ;
• трезвучие Ля-мажора из нот: ЛЯ – ДО диез – МИ.

Чтобы найти эти ноты на грифе гитары, можно воспользоваться информацией из статьи «Ноты на грифе гитары», опубликованной мною ранее.

Примечание: точно таким же путем можно рассчитать любое трезвучие, взяв за тонику ноту, которая входит в его название. Например:

Ми-мажор: МИ – СОЛЬ диез – СИ;
До-мажор: ДО – МИ – СОЛЬ;
Соль-минор: СОЛЬ – ЛЯ диез/СИ бемоль – РЕ; (в данном случае принято говорить не ЛЯ диез, а СИ бемоль, т.к. в минорной гамме СОЛЬ диезов не существует, а есть лишь бемоли);
Фа-минор: ФА – СОЛЬ диез/ЛЯ бемоль — ДО (в данном случае принято говорить не СОЛЬ диез, а ЛЯ бемоль, т.к. в минорной гамме ФА диезов не существует, а есть лишь бемоли)
Ре-мажор: РЕ – ФА диез – ЛЯ;

…и так далее…. Здесь уже можете поиграться и подсчитать самостоятельно для всех видов трезвучий, как миноров, так и мажоров, как бемолей, так и диезов.

Чтобы упростить задачу, напомню лишь строение звукоряда в полутонах для диезов и бемолей (которые, по сути, являются одними и теми же нотами)

ДИЕЗЫ:

до (С) — до диез (C#) – ре (D) – ре диез (D#) – ми (E) – фа (F) – фа диез (F#) – соль (G) – соль диез (G#) – ля (А) – ля диез (А#) – си (Н)

БЕМОЛИ:

до (C) – ре бемоль (Db) – ре (D) — ми бемоль (Eb) – ми (E) – фа (F) – соль бемоль (Gb) – соль (G) – ля бемоль (Аb) – ля (А) – си бемоль (Нb) – си (Н)

А чтобы построить полноценный аккорд, в котором будет более трех звуков, достаточно лишь повторить ноты, входящие в основное трезвучие, что Вы и делаете, когда играете на гитаре простейшие вещи на 3 или 4 элементарных аккорда.

Пожалуй, на этом тему построения элементарного простейшего трезвучия мы и окончим.

Удачи в построении аккордовых трезвучий и изучении нотной грамоты!