Как построить необычный аккорд. Использование аккордовых надстроек

Опубликовано: 17.02.2016

Звонкого времени суток, товарищи музыканты!

Кто обратил внимание, — в прошлой статье мы говорили о том, как вообще строится трезвучие, как из нот собирается простейших минорный или мажорный аккорд.

Так вот здесь мы и продолжим начатое повествование…

Простейший аккорд — трезвучие

В той же статье мы затронули лишь 3 ступени:

Тонику (главную ноту).
Третью ступень (мажорную и минорную).
Пятую ступень (доминанту, которая в мажоре и миноре выглядит одинаково).

Аккордовые надстройки в необычных аккордах

Именно так выглядят элементарные аккорды, из которых состоит большая часть известных Вам композиций.

Тем не менее, музыканты – народ умный, творческий и не лишенный фантазии, поэтому в отдельных песнях можно встретить «ругательства» типа:

Am sus 4;
F +2;
Do;
Dm +3 #5;
C min add2 и так далее…

Это действительно необычные аккорды с надстройками, которые могут не вписываться в общую тональную гамму, но прекрасно дополняют мелодический рисунок или реализуют другие задумки композитора.

Примечание: сразу же оговорюсь, что в этой конкретной статье я не буду залазить далее 5-й аккордовой ноты (ступени), а всевозможные надстройки типа +7, -9, 13, 11, +10, 14 и так далее…. оставим для следующей статьи на ssabbass.ru, которую Вы также обязательно сможете прочитать, если, конечно, будете следить за новостями данного веб-ресурса для музыкантов.
Создание необычного аккорда на гитаре

Немного теории

Собственно все эти цифры и буквы, которые добавляются к стандартным аккордам, указывают только на то, что:

  • ноту данной ступени необходимо добавить в аккорд;
  • ноту данной ступени необходимо видоизменить и добавить в аккорд.

Говоря проще, речь идет о простой математике, прибавлении или вычитании той или иной комбинации. Итак, разберемся с понятиями и надстройками:

• «+» (плюс) – это знак повышения на полтона, аналог диеза (#);
• «-» (минус) – это знак понижения на полтона, аналог бемоля (b);
• цифры (любые) означают добавление ступени в стандартное трезвучие;
• SUS и ADD – это знаки добавления (аналогичны простым цифрам, но используются в различных стилях нотной записи);
• «о» — уменьшение всех ступеней аккорда (знак уменьшенного аккорда), а перечеркнутый кружок свидетельствует о уменьшении лишь 2-й ноты аккорда (аналогично знаку «-3»).

Еще ничего не понятно? Тогда приступаем к практике и примерам

Как построить необычный аккорд

ПРИМЕР-1

Для наглядности построим необычный аккорд: «Gm sus2 -5» (соль-минор с добавочной второй и пониженной пятой ступенями).

Проведя несложный анализ, мы видим, что здесь нужно:

1. Найти и взять простейший СОЛЬ-минор (Gm).
2. Добавить к СОЛЬ-минору вторую ступень (sus2).
3. Понизить у СОЛЬ-минора пятую ступень (-5).

Действуем, учитывая информацию, изложенную в прошлой статье. Кто успел подзабыть – читайте ТУТ.

1. СОЛЬ-минор трезвучие – это ноты: соль (G), си-бемоль (B или Hb), ре (D).
2. Вторая ступень в тональности СОЛЬ– это нота «Ля» (считается элементарно, ведь, 1 – это соль, а за ней следует 2 – это ля).
3. Пятая ступень, которую придется понижать в данном случае (-5) – нота РЕ.

ИТОГО «Gm sus2 -5» – это ноты:: G – A – B – Db что соответствует: ТОНИКЕ, добавленной ВТОРОЙ СТУПЕНИ, минорной ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ, пониженной ПЯТОЙ СТУПЕНИ.

И остается только найти эти ноты на грифе гитары, что совершенно не сложно, зная расположение нот на грифе.

К слову, звучать такой аккорд будет не очень складно, т.к. в нем заметны явные диссонансы – идущие подряд ноты «G – A – B», тем не менее, убрать отсюда что-либо сложно, т.к. у нас есть четкое указание, что аккорд должен быть минорным и включать вторую ступень. Ну что поделать … творчество оно же без ограничений!

ПРИМЕР-2

Теперь будем строить аккорд: «E add4» (ми-мажор с добавочной четвертой ступенью). И здесь действуем по прежней схеме:

1.Ноты МИ-мажора – это: ми (E), соль диез (G#), си (H).

2.Добавочная четвертая ступень находится элементарным счетом «на пальцах»: 1 – ми, 2 – фа, 3 – соль, 4 – ля (т.е. ADD4 – это нота ЛЯ).

Получаем аккорд «E add4» из нот:: ми (E), соль диез (G#), ля (А), си (H).

ПРИМЕР-3

Теперь понижаем все ступени аккорда, строим уменьшенный аккорд СИ «Ho»:

1. Тоника, понятное дело, у нас остается на месте – это нота СИ (Н).

2. Третью ступень (для СИ это нота РЕ диез (D#)) чуток снижаем на полтона – получим чистое РЕ (D).

3. Пятую ступень (для СИ это нота ФА диез (F#)) также опускаем на полтона – получим чистое ФА (F) уже без диеза.

Готовый аккорд «Ho» — это трезвучие с нотами: си (Н), ре (D), фа (F)

Примечание: в общем-то, уменьшенные аккорды включают обязательную 7-ю ступень, но мы уже договорились в этой статье не лезть дальше пятой надстройки, поэтому, в отличие от предыдущих примеров здесь только 3 ноты, а не 4).

ПРИМЕР-4

Ну и еще один аккордик от ssabbass.ru для закрепления – «Cm 2 +4» (до-минор с добавочными: 2-й и повышенной 4-й ступенями).

1. ДО-минорное трезвучие (Cm) – это: до (С), ми бемоль (Eb), соль (G).

2. Вторая ступень для ДО – нота ре (D).

3. Четвертая ступень – фа (F), которая в повышенном состоянии (+4) превратится в фа диез (F#).

Получим аккорд «Cm 2 +4»: до (С), ре (D), ми бемоль (Eb), фа диез (F#), соль (G). При этом в самой нотации аккорда ничего о пятой ступени не говорится, а значит, от нее можно смело избавляться. Тогда имеем аккорд «Cm 2 +4» из нот:

до (С), ре (D), ми бемоль (Eb), фа диез (F#) и это будет менее режущий слух вариант, чем с нотой СОЛЬ.

Собственно, вот и вся теория, в которой ничего сложного нет. Смотрим на запись аккорда, находим соответствующие ступени, рассчитывая их от тоники, повышаем или понижаем указанные ноты, отбрасываем все лишние ноты, о которых ничего не говорится в записи.

Найдя эти ноты на грифе гитары, Вы уже смело можете хвастаться необычными аккордами перед друзьями или исполнять в оригинале те композиции и песни, которые раньше вызывали испуг.

Примечание: в данной статье я умышленно НЕ привожу никаких аппликатур, т.к. те же ноты могут браться в самых разный позициях и пальцовке, которая наиболее подходит к песне и удобна для музыканта.