Мажорные аккорды для гитары. Мажорные трезвучия в гитарном варианте

Опубликовано: 17.02.2016

Мажорные аккорды для гитары, в отличие от минорных, звучат весело, бодро, мажорно.

Хотя разница между мажорным и минорным трезвучием – это всего одна нота (терция), общее звучание и настроение сильно отличается, что хорошо слышно даже просто на слух.

Примечание: картинка к этой статье наглядно показывает, как разные аккорды путем передвигания по грифу превращаются в ДО-мажор.

Обратите внимание на нумерацию ладов (справа от сетки — III, V, X, X — присмотритесь внимательно!).

Мажорные аккорды для гитары. Мажорные трезвучия в гитарном варианте

СОСТАВЛЕНИЕ мажорного аккорда для гитары

Мажорный аккорд – это трезвучие, в которое входит 3 ноты: тоника (1), большая терция (4 полутона) и квинта (7 полутонов от тоники).

Если записать формулу мажорного аккорда в полутонах, получим следующее:

1 + 4 + 3 (тоника + большая терция + квинта от основного тона или малая терция от третьего тона)
Мажорные аккорды для гитары. Мажорные трезвучия на гитаре
Если сравнить мажорную и минорную схему в полутонах, то мы увидим очевидную разницу:

  • минорный аккорд — (1+3+4)
  • мажорный аккорд – (1+4+3)

Даже простейшая математика позволяет понять, что в мажорном и минорном аккорде будут общими и тоника и квинта.

Различие же появится лишь в терции (малая терция – минор, а большая терция – мажор).

Чтобы построить аккорд мажора от любой из нот, проще всего обратиться к полутоновому звукоряду и просто посчитать на пальцах сперва 4 полутона от тоники, а затем 3 полутона от терции.

C, c#, D, d#, E, F, f#, G, g#, A, a#, H, C, c#, D, d#, E, F, f#, G, g#, A, a#, H, C

Для простоты построим ДО-мажор по схеме 1+4+3:

Получим аккорд ДО-мажор со следующими тремя нотами: С, Е, G (до, ми, соль)

Получим аккорд СОЛЬ-мажор со следующими тремя нотами: G, H, D (соль, си, ре)

Получим аккорд РЕ-мажор со следующими тремя нотами: D, f#, A (ре, фа-диез, ля)

Получим аккорд ЛЯ-мажор со следующими тремя нотами: A, c#, E (ля, до-диез, ми)

Получим аккорд МИ-мажор со следующими тремя нотами: E, g#, H (ми, соль-диез, си)

Получим аккорд СИ-мажор со следующими нотами: H, d#, f# (cи, ре-диез, фа-диез)

Мажорные гаммы с диезами: C, G, D, A, E, H, F#, C#

Теперь перейдем к мажорным гаммам, в которых у ключа будут бемоли, а для начала запишем бемольный звукоряд и снова вычитаем мажорный аккорд по схеме 1+4+3:

C db D eb E F gb G ab A B H C db D eb E F gb G ab A B H C db D eb E F gb G

Получим ряд мажорных аккордов с бемолями

Получим аккорд ФА-мажор со следующими тремя нотами: F, A, C (фа, ля, до)

Получим аккорд СИ-бемоль-мажор со следующими нотами: B, D, F (си-бемоль, ре, фа)

Мажорные гаммы с бемолями: F, B, Eb, Ab, Db, Gb, Cb
Мажорные аккорды

ПОСТРОЕНИЕ мажорных аккордов для гитары

Для простоты изложения будем рассматривать пример ДО-мажора, в тональности которого отсутствуют и диезы и бемоли. Итак, по формуле 1+4+3 аккорд ДО-мажор будет содержать ноты: до, ми, соль.

Отыщем эти ноты на грифе гитары…. При этом важно учесть, что басовой нотой обязательно должна быть тоника – то есть нота ДО.

Пример до-мажора (Б – это большая):

— шестая струна глушится
— пятая струна зажата на третьем ладу (ДО – тоника в басу)
— четвертая струна зажата на втором ладу (МИ – Б. терция – 4 полутона от тоники)
— третья струна открыта (звучит нота СОЛЬ – квинта – 7 полутонов от тоники)
— вторая струна зажата на первом ладу (ДО – тоника – основная нота аккорда)
— первая струна открыта (звучит нота МИ – Б. терция – 4 полутона от тоники)

Это классическая позиция ДО-мажора, с которой вы наверняка уже знакомы.

Если мы передвинем эту позицию вдоль по грифу на 2 полутона вперед, а порог грифа заменим на барэ указательным пальцем, получим аккорд РЕ-мажора (D):

— шестая струна глушится
— пятая струна зажата на пятом ладу (РЕ – тоника в басу)
— четвертая струна зажата на четвертом ладу (ФА-диез – большая терция)
— третья струна зажата на втором ладу (ЛЯ – квинта, которую берем барэ)
— вторая струна зажата на третьем ладу (РЕ – тоника – основная нота аккорда)
— первая струна зажата на втором ладу (ФА-диез – Б. терция, которую берем барэ)

ВАЖНО: в литературе мажорный аккорд обозначается или просто большой тонической буквой или же припиской «DUR» — durum или Major. Например, ФА-мажор обозначается: F или F-dur или F Major

Главное – когда вы строите мажорный аккорд для гитары (любой вообще), следите за тем, чтобы:

а) в басу обязательно была тоника
б) в аккорде обязательно присутствовали все 3 ноты мажорного трезвучия
в) задействовалось как можно больше струн (3 ноты аккорда можно повторять).

Например, в том же классическом варианте ДО-мажора (смотрите выше аппликатуру) мы видим, что:

а) в басу стоит тоническая нота ДО (шестая струна не звучит)
б) тоническая нота ДО повторяется 2 раза (пятая и вторая струна)
в) большая терция (4 полутона) МИ звучит также 2 раза (четвертая и первая струна)
г) квинтовая нота (7 полутонов от тоники) звучит один раз (открытая третья струна)

Аналогичным образом мы могли бы построить тот же ДО-мажор с нотами до, ми, соль, где-нибудь в середине грифа гитары. Например:

— шестая струна глушится
— пятая струна зажата на третьем ладу (ДО – тоника в басу)
— четвертая струна зажата на пятом ладу (СОЛЬ – квинта)
— третья струна глушится
— вторая струна зажата на пятом ладу (МИ – большая терция мажорной гаммы ДО)
— первая струна глушится

И это тоже будет ДО-мажор, так как мы извлекаем звук 3-х основных нот мажорного трезвучия: до, ми, соль. Точно так же можно сперва рассчитать ноты, а затем найти их на грифе гитары, любого другого мажорного аккорда вообще!

Несложно догадаться, что даже на 6-ти струнах классической гитары на расстоянии грифа до 12-го лада можно построить уйму таких вот вариаций одного и того же аккорда.

В этом и заключается прелесть гитары, а также знаний об элементарной теории музыки.

Если вы знаете, какие 3 ноты входят в трезвучие, знаете расположение нот на грифе гитары, вы без труда сможете создать любой аккорд вообще, и мажорный в частности!