Септаккорд. Аккорд с семеркой. Как строится септаккорд на гитаре

Опубликовано: 17.02.2016

Септаккорд – это аккорд, состоящий из четырех нот: классического трезвучия (тоника, терция, квинта) и добавочного седьмого тона.

Фактически здесь к основному аккорду добавляется интервал – септима (семерка), которая может быть:

— большая септима (11 полутонов от основной ноты – тоники);
— малая септима (10 полутонов от основной ноты – тоники).
Если учесть, что на грифе гитары один лад равен одному полутону, то для нахождения септимы (седьмой ступени лада) нужно от основной ноты отсчитать вперед 10 или 11 ладов.

Септаккорд. Аккорд с семеркой. Как строится септаккорд

Однако куда проще найти большую и малую септиму, отсчитав 1 или 2 лада в обратном порядке, то есть назад.

Ведь в звукоряде всего 12 полутонов!

Например, от ноты СОЛЬ (G) отступаем назад один лад и получаем большую септиму – ноту ФА-диез (F#); отступаем от СОЛЬ 2 лада назад и получаем малую септиму – ноту ФА (F). Вот и вся арифметика.

Как строится септаккорд на гитаре

Чтобы построить большой или малый септаккорд, нужно к трем нотам основного аккорда (мажора или минора – без разницы) добавить еще одну нотку – большую или малую септиму.

Получим, что септаккорд складывается из 4-х нот, например:

C7 – ноты С, E, G, B (до, ми, соль, си-бемоль)

Cmaj7 – ноты С, E, G, H (до, ми, соль, си)

Dm7 — ноты D, F, A, C (ре, фа, ля, до)

Dm7+ — ноты D, F, A, C# (ре, фа, ля, до-диез)

Касательно обозначений и символов отметим следующее.

А) Если у ноты стоит просто цифра 7, подразумевается добавленная малая септима, а аккорд зовется доминантсептаккордом или просто септаккордом (мажорным).

Б) Если у ноты стоит обозначение «Maj», «M7», «dur7» или «Maj7» (что часто встречается в джазе), подразумевается большой мажорный септаккорд, который в джазе является основным и называется просто септаккордом.

Понятно, что речь здесь о добавленной большой семерке (11 полутонов от тоники вверх или 1 полутон от тоники вниз).

В) Если у ноты стоит обозначение минора – буква «m» и семерка, подразумевается малая септима, добавленная к минорному трезвучию, минорный септаккорд.

Г) Если у ноты стоит обозначение минора – буква «m» («moll») и семерка с плюсом, подразумевается большая септима, добавленная к минорному трезвучию, большой минорный септаккорд.

Д) В редких случаях можно встретить запись вроде «maj7+», которая также указывает на большой мажорный септаккорд.

Чтобы сыграть септаккорд (большой или малый), нужно к основным нотам аккорда прибавить седьмую ступень (большую или малую).

Септаккорды в джазовой записи

Если говорить о джазе, то практически все в нем строится на септаккордах. В джазовых композициях септаккорды вообще считаются основными.

При этом джаз подразумевает использование только тех нот, которые входят в аккорд, с глушением всех прочих.

Еще одна особенность джазового исполнения – это основной тонический аккорд, преобразующийся в большой септаккорд.

Например, если бы мы записали аккордовую последовательность типа «ДО-мажор, ЛЯ-минор, ФА-мажор, СОЛЬ-мажор» в джазе, то получили бы следующее:

Cmaj7 – Am7 – F7 – G7

где: Cmaj7 – основной тонический аккорд – ДО-мажор с увеличенной септимой

Am7 – ЛЯ-минор-септаккорд с малой септимой

F7 –ФА-мажор-септаккорд с малой септимой

G7 – СОЛЬ-септ – доминантсептаккорд с малой септимой

А игралось бы все это дело примерно следующим образом:
Аккорд с семеркой. Как строится септаккорд на гитаре
Кроме того, в отдельных композициях наличие седьмой ступени (седьмого тона) исключает квинту или даже терцию.

Это особенно актуально, если септаккорд проходящий, используется только для перехода к следующему аккорду и звучит очень недолго.

В этом случае гитарист может пожертвовать любой из нот, кроме тоники и септимы. Ведь если мелодия быстрая, то слушателю будет достаточно услышать основную ноту и септиму, чтобы проследить мелодический ход композиции.

Большие и малые мажорные и минорные септаккорды используются в музыке повсеместно. Зачастую их применение предвещает переход мелодии к новым аккордам, к которым они тяготеют.

Суть в том, что септима – это диссонирующий интервал, который нуждается в разрешении.

По этой причине наиболее часто септаккорды в роковой музыке можно встретить перед началом куплета или припева, перед сменой настроения или перед сменой мелодики.

Сам по себе септаккорд (аккорд седьмой ступени) звучит не очень приятно, но когда с его помощью выстраивается мелодическая связь двух фраз, ситуация сразу меняется.

Септаккорд в роке используют для связки 2-х аккордов и обеспечения диссонирующего, нагнетательного перехода между аккордами (обычно в конце музыкальной фразы). Например:

C – Am – F – G7

Dm – F – Gm – A7

Em – C – D – H7

Fm# — Fm# — Hm – C#7

A – Fm# — Hm – E7

Использование септаккордов в роковой музыке также встречается при обыгрывании мелодических фраз (линии мелодии). Например:

Dm – Dm7+ — Dm7 – Dm7+

Em – Em7 – Em6 – Em5+

Am – Am7 – Dm – Dm7

C – Cmaj7 – G – H7

Таким образом, мы видим, что септаккорды для гитары украшают музыку, делают мелодию богаче и ярче, придают дополнительное звучание стандартным аккордам и служат прекрасным связующим звеном в переходах между аккордами песни.

Стоит отметить, что даже если в песне нет септаккорда, вы запросто можете использовать его под конец круга, чтобы перейти к тоническому трезвучию.

Причем, такой переход вы могли бы использовать даже там, где в нотах не прописан септаккорд.

Поверьте, звучание песни от этого только выиграет. Вот попробуйте сами сыграть известную вам песню, вставив в конце круга септаккорд, и поймете, о чем мы здесь пытаемся сказать.