Звонкого времени суток, товарищи музыканты!
Кто обратил внимание, — в прошлой статье мы говорили о том, как вообще строится трезвучие, как из нот собирается простейший минорный или мажорный аккорд.
Так вот здесь мы и продолжим начатое повествование…
Простейший аккорд — трезвучие
В той же статье мы затронули лишь 3 ступени:
Тонику (главную ноту).
Третью ступень (мажорную и минорную).
Пятую ступень (доминанту, которая в мажоре и миноре выглядит одинаково).
Именно так выглядят элементарные аккорды, из которых состоит большая часть известных Вам композиций.
Тем не менее, музыканты – народ умный, творческий и не лишенный фантазии, поэтому в отдельных песнях можно встретить «ругательства» типа:
Am sus 4;
F +2;
Do;
Dm +3 #5;
C min add2 и так далее…
Это действительно необычные аккорды с надстройками, которые могут не вписываться в общую тональную гамму, но прекрасно дополняют мелодический рисунок или реализуют другие задумки композитора.
Примечание: сразу же оговорюсь, что в этой конкретной статье я не буду лезть далее 5-й аккордовой ноты (ступени), а всевозможные надстройки типа +7, -9, 13, 11, +10, 14 и так далее…. оставим для следующей статьи на ssabbass.ru, которую Вы также обязательно сможете прочитать.
Немного теории
Собственно все эти цифры и буквы, которые добавляются к стандартным аккордам, указывают только на то, что:
- ноту данной ступени необходимо добавить в аккорд;
- ноту данной ступени необходимо видоизменить и добавить в аккорд.
Говоря проще, речь идет о простой математике, прибавлении или вычитании той или иной комбинации. Итак, разберемся с понятиями и надстройками:
• «+» (плюс) – это знак повышения на полтона, аналог диеза (#);
• «-» (минус) – это знак понижения на полтона, аналог бемоля (b);
• цифры (любые) означают добавление ступени в стандартное трезвучие;
• SUS и ADD – это знаки добавления (аналогичны простым цифрам, но используются в различных стилях нотной записи);
• «о» — уменьшение всех ступеней аккорда (знак уменьшенного аккорда), а перечеркнутый кружок свидетельствует о уменьшении лишь 2-й ноты аккорда (аналогично знаку «-3»).
Еще ничего не понятно? Тогда приступаем к практике и примерам
Как построить необычный аккорд
ПРИМЕР-1
Для наглядности построим необычный аккорд: «Gm sus2 -5» (соль-минор с добавочной второй и пониженной пятой ступенями).
Проведя несложный анализ, мы видим, что здесь нужно:
1. Найти и взять простейший СОЛЬ-минор (Gm).
2. Добавить к СОЛЬ-минору вторую ступень (sus2).
3. Понизить у СОЛЬ-минора пятую ступень (-5).
Действуем, учитывая информацию, изложенную в прошлой статье. Кто успел подзабыть – читайте ТУТ.
1. СОЛЬ-минор трезвучие – это ноты: соль (G), си-бемоль (B или Hb), ре (D).
2. Вторая ступень в тональности СОЛЬ– это нота «Ля» (считается элементарно, ведь, 1 – это соль, а за ней следует 2 – это ля).
3. Пятая ступень, которую придется понижать в данном случае (-5) – нота РЕ.
ИТОГО «Gm sus2 -5» – это ноты:: G – A – B – Db что соответствует: ТОНИКЕ, добавленной ВТОРОЙ СТУПЕНИ, минорной ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ, пониженной ПЯТОЙ СТУПЕНИ.
И остается только найти эти ноты на грифе гитары, что совершенно не сложно, зная расположение нот на грифе.
К слову, звучать такой аккорд будет не очень складно, т.к. в нем заметны явные диссонансы – идущие подряд ноты «G – A – B», тем не менее, убрать отсюда что-либо сложно, т.к. у нас есть четкое указание, что аккорд должен быть минорным и включать вторую ступень. Ну что поделать … творчество оно же без ограничений!
ПРИМЕР-2
Теперь будем строить аккорд: «E add4» (ми-мажор с добавочной четвертой ступенью). И здесь действуем по прежней схеме:
1.Ноты МИ-мажора – это: ми (E), соль диез (G#), си (H).
2.Добавочная четвертая ступень находится элементарным счетом «на пальцах»: 1 – ми, 2 – фа, 3 – соль, 4 – ля (т.е. ADD4 – это нота ЛЯ).
Получаем аккорд «E add4» из нот:: ми (E), соль диез (G#), ля (А), си (H).
ПРИМЕР-3
Теперь понижаем все ступени аккорда, строим уменьшенный аккорд СИ «Ho»:
1. Тоника, понятное дело, у нас остается на месте – это нота СИ (Н).
2. Третью ступень (для СИ это нота РЕ диез (D#)) чуток снижаем на полтона – получим чистое РЕ (D).
3. Пятую ступень (для СИ это нота ФА диез (F#)) также опускаем на полтона – получим чистое ФА (F) уже без диеза.
Готовый аккорд «Ho» — это трезвучие с нотами: си (Н), ре (D), фа (F)
Примечание: в общем-то, уменьшенные аккорды включают обязательную 7-ю ступень, но мы уже договорились в этой статье не лезть дальше пятой надстройки, поэтому, в отличие от предыдущих примеров здесь только 3 ноты, а не 4).
ПРИМЕР-4
Ну и еще один аккордик от ssabbass.ru для закрепления – «Cm 2 +4» (до-минор с добавочными: 2-й и повышенной 4-й ступенями).
1. ДО-минорное трезвучие (Cm) – это: до (С), ми бемоль (Eb), соль (G).
2. Вторая ступень для ДО – нота ре (D).
3. Четвертая ступень – фа (F), которая в повышенном состоянии (+4) превратится в фа диез (F#).
Получим аккорд «Cm 2 +4»: до (С), ре (D), ми бемоль (Eb), фа диез (F#), соль (G). При этом в самой нотации аккорда ничего о пятой ступени не говорится, а значит, от нее можно смело избавляться. Тогда имеем аккорд «Cm 2 +4» из нот:
до (С), ре (D), ми бемоль (Eb), фа диез (F#) и это будет менее режущий слух вариант, чем с нотой СОЛЬ.
Собственно, вот и вся теория, в которой ничего сложного нет. Смотрим на запись аккорда, находим соответствующие ступени, рассчитывая их от тоники, повышаем или понижаем указанные ноты, отбрасываем все лишние ноты, о которых ничего не говорится в записи.
Найдя эти ноты на грифе гитары, Вы уже смело можете хвастаться необычными аккордами перед друзьями или исполнять в оригинале те композиции и песни, которые раньше вызывали испуг.
Примечание: в данной статье я умышленно НЕ привожу никаких аппликатур, т.к. те же ноты могут браться в самых разных позициях и постановке пальцев, которая наиболее подходит к песне и удобна для музыканта.