В данной статье мы рассмотрим минорные аккорды для гитары и поговорим о том, как строятся минорные трезвучия.
Кроме того, научимся самостоятельно строить и находить на грифе гитары любой минорный аккорд (в частности, трезвучие), независимо от его основной ноты.
Дополнительно разберем, как разнообразить минорный аккорд на гитаре так, чтобы добавить к трем нотам трезвучия дополнительные оттенки.
Статья ssabbass.ru будет полезна, в первую очередь, новичкам, которые только начали обучаться игре на гитаре, пытаются вникнуть в азы музыкальной теории, так как для профи данный материал покажется уж очень простым.
Советуем опытным музыкантам не терять времени, а почитать другие публикации нашего сайта.
Полный список статей вы найдете на Карте Сайта
Минорные аккорды для гитары: трезвучие
Всякий гитарный минорный аккорд будет состоять из трех нот, благодаря которым он и называется «трезвучием»:
— Первая нота – основная, тональная, тоника
— Вторая нота – малая терция (третий тон, интервал в 3 полутона от основной ноты)
— Третья нота – квинта (пятый тон гаммы минора или интервал в 7 полутонов от основной ноты, то есть от тоники аккорда).
Альтернативные способы обозначения минора — moll или Minor. Например, СОЛЬ-минор: Gm или Gmoll или G Minor.
СОСТАВ минорного трезвучия
Для расчетов нам понадобится звукоряд с полутонами, который поможет произвести правильные расчеты (запишем звукоряд тональности ЛЯ-минор, где будут присутствовать диезы):
C, c#, D, d#, E, F, f#, G, g#, A, a#, H, C, c#, D, d#, E, F, f#, G, g#, A, a#, H, C …и снова повторение….
Построим аккорд ЛЯ-минор, пользуясь формулой сложения полутонов:
1 (тоника) + 3 (малая терция) + 4 (квинта от тоники или большая терция от 3-го тона)
Получим аккорд ЛЯ-минор со следующими тремя нотами: А, C, E (ля, до, ми)
Получим аккорд СИ-минор со следующими тремя нотами: H, D, f# (си, ре, фа-диез)
Получим аккорд МИ-минор со следующими тремя нотами: E, G, H (ми, соль, си)
Аналогичным образом мы могли бы построить любые другие минорные аккорды для гитары по схеме: 1+3+4 (в полутонах)
ВАЖНО: далеко не все минорные гаммы в ключевых нотах содержат диезы! К минорным диезным гаммам относятся лишь: Am, Em, Hm, F#m, C#m, G#m, D#m, A#m
Остальные минорные гаммы в ключе (и нотном звукоряде) будут содержать бемоли. Для построения таких минорных аккордов нам понадобится звукоряд с бемолями:
C db D eb E F gb G ab A B H C db D eb E F gb G ab A B H C db D eb E F gb G
где B – это нота СИ-бемоль (обозначается так в джазовых произведениях, но нередко используется и в роковой записи).
Получим аккорд РЕ-минор со следующими тремя нотами: D, F, A (ре, фа, ля)
Получим аккорд СОЛЬ-минор со следующими тремя нотами: G, B, D (соль, си-бемоль, ре)
Получим аккорд ДО-минор со следующими тремя нотами: C, eb, G (до, ми-бемоль, соль)
Получим аккорд ФА-минор со следующими тремя нотами: F, ab, C (фа, ля-бемоль, до)
ВАЖНО: разница между диезными и бемольными минорными аккордами для гитары фактически заключается лишь в названии ключевых нот «с диезом» или «с бемолем», тогда как ноты остаются идентичными.
Например, d# (ре-диез) и eb (ми-бемоль) – это ведь одна и та же самая нота, но в теории музыки будет ошибкой составить тот же аккорд ДО-минор с нотой РЕ-диез. А правильно будет сказать: ДО-минор с нотой МИ-бемоль, хотя нота ведь не меняется…
Ряд аккордов с бемолями: Dm, Gm, Cm, Fm, Bm, Ebm, Abm
ПОСТРОЕНИЕ минорного трезвучия на гитаре
Когда ноты минорного аккорда для гитары нам уже известны (формула 1+3+4), можем приступать к практике. Берем в руки и гитару и находим нужные нам ноты на грифе гитары.
При этом важно учитывать, что самой низкой нотой (басовой) обязательно будет тоника – основной тон!
Например: классический ЛЯ-минор (ноты: А, C, E)
— шестая струна не звучит, глушится
— пятая струна открыта (басовая нота ЛЯ)
— четвертая струна зажата на втором ладу (нота МИ)
— третья струна зажата на втором ладу (нота ЛЯ)
— вторая струна зажата на первом ладу (нота ДО)
— первая струна открыта (нота МИ)
Как видим, в басу у нас тоника (основная нота аккорда – ЛЯ), а прочие ноты повторяются, что вполне нормально в условиях гитары.
Причем, если этот аккорд передвинуть вперед на 1 полутон, а порог грифа заменить пальцем-барэ, получим аккорд СИ-бемоль-минор.
Двигаемся еще на полтона вверх и получаем СИ-минор, еще – ДО-минор …. и так далее.
Смещение простых аккордов из первой позиции вверх (дальше от первых ладов гитары) дает нам повышение ноты при сохранении свойств аккорда.
Главное условие: в басах всегда лежит тоника (основная нота, по которой и называется аккорд), а прочие ноты (терция и квинта) используются не менее одного раза!!!
То есть, если в примере выше мы бы заглушили первую струну, то аккорд все равно остался бы ЛЯ-минор. Ничего не изменилось бы даже в таком виде:
— шестая струна глушится
— пятая струна открыта (басовая нота ЛЯ — тоника)
— четвертая струна зажата на втором ладу (нота МИ — квинта)
— третья струна глушится
— вторая струна зажата на первом ладу (нота ДО — терция)
— первая струна глушится
Ничего не поменяется и в этом раскладе – все тот же ЛЯ-минор:
— шестая струна глушится
— пятая струна открыта (басовая нота ЛЯ — тоника)
— четвертая струна глушится
— третья струна глушится
— вторая струна зажата на первом ладу (нота ДО — терция)
— первая струна открыта (нота МИ — квинта)
Именно по этой причине один и тот же аккорд можно взять на гитаре самыми разными способами! Минорный аккорд – это трезвучие – это всего 3 ноты, которые можно дублировать и повторять, а можно и нет.
Таким образом, тот же ЛЯ-минор мы могли бы построить где-нибудь в середине грифа гитары, отыскав 3 его ноты: ля, ми, до. Например:
— шестая струна глушится
— пятая струна глушится
— четвертая струна зажата на седьмом ладу (нота ЛЯ – тоника)
— третья струна зажата на пятом ладу (нота ДО — терция)
— вторая струна зажата на пятом ладу (нота МИ — квинта)
— первая струна глушится
или же:
— шестая струна зажата на пятом ладу (нота ЛЯ – тоника)
— пятая струна зажата на третьем ладу (нота ДО – терция)
— четвертая струна зажата на втором ладу (нота МИ – квинта)
— третья струна глушится
— вторая струна глушится
— первая струна глушится
или же:
— шестая струна зажата на пятом ладу (нота ЛЯ – тоника)
— пятая струна зажата на седьмом ладу (нота МИ – квинта)
— четвертая струна зажата на седьмом ладу (нота ЛЯ – тоника)
— третья струна зажата на пятом ладу (нота ДО – терция)
— вторая струна зажата на пятом ладу (нота МИ – квинта)
— первая струна зажата на пятом ладу (нота ЛЯ – тоника)
ВСЕ ЭТО – ЛЯ-минор!!! И точно такие же расчеты и построения можно произвести с любой другой нотой, получив минорную гамму для гитары, построив минорный аккорд.
Плюс, минорные аккорды можно строить, передвигая известные вам комбинации просто вдоль гитарного грифа, меняя ноты и позицию, но, не меняя общего положения ваших пальцев.
ВАЖНО: на гитаре любые трезвучия строятся так, чтобы задействовать как можно больше струн, не нарушив правила басов (в басу – тоника) и не вывихнув себе руку.
Чем больше струн у вас будет звучать, тем плотнее, насыщенней и красивее получится звук за счет обертонов (призвуков).
Однако простой минорный аккорд – это всякий раз лишь 3 ноты: тоника-малая терция-квинта, что соответствует формуле: 1+3+4 (в полутонах)
Примечание: в программе Guitar Pro есть особая функция “Аккорд”, с помощью которой можно строить самые разные варианты аппликатур.
На панели инструментов это значок сетки грифа с подписью “Am” (горячая клавиша на клавиатуре – А).