Мажорные аккорды для гитары, в отличие от минорных, звучат весело, бодро, мажорно.
Хотя разница между мажорным и минорным трезвучием – это всего одна нота (терция), общее звучание и настроение сильно отличается, что хорошо слышно даже просто на слух.
Примечание: картинка к этой статье наглядно показывает, как разные аккорды путем передвигания по грифу превращаются в ДО-мажор.
Обратите внимание на нумерацию ладов (справа от сетки — III, V, X, X — присмотритесь внимательно!).
СОСТАВЛЕНИЕ мажорного аккорда для гитары
Мажорный аккорд – это трезвучие, в которое входит 3 ноты: тоника (1), большая терция (4 полутона) и квинта (7 полутонов от тоники).
Если записать формулу мажорного аккорда в полутонах, получим следующее:
1 + 4 + 3 (тоника + большая терция + квинта от основного тона или малая терция от третьего тона)
Если сравнить мажорную и минорную схему в полутонах, то мы увидим очевидную разницу:
- минорный аккорд — (1+3+4)
- мажорный аккорд – (1+4+3)
Даже простейшая математика позволяет понять, что в мажорном и минорном аккорде будут общими и тоника и квинта.
Различие же появится лишь в терции (малая терция – минор, а большая терция – мажор).
Чтобы построить аккорд мажора от любой из нот, проще всего обратиться к полутоновому звукоряду и просто посчитать на пальцах сперва 4 полутона от тоники, а затем 3 полутона от терции.
C, c#, D, d#, E, F, f#, G, g#, A, a#, H, C, c#, D, d#, E, F, f#, G, g#, A, a#, H, C
Для простоты построим ДО-мажор по схеме 1+4+3:
Получим аккорд ДО-мажор со следующими тремя нотами: С, Е, G (до, ми, соль)
Получим аккорд СОЛЬ-мажор со следующими тремя нотами: G, H, D (соль, си, ре)
Получим аккорд РЕ-мажор со следующими тремя нотами: D, f#, A (ре, фа-диез, ля)
Получим аккорд ЛЯ-мажор со следующими тремя нотами: A, c#, E (ля, до-диез, ми)
Получим аккорд МИ-мажор со следующими тремя нотами: E, g#, H (ми, соль-диез, си)
Получим аккорд СИ-мажор со следующими нотами: H, d#, f# (cи, ре-диез, фа-диез)
Мажорные гаммы с диезами: C, G, D, A, E, H, F#, C#
Теперь перейдем к мажорным гаммам, в которых у ключа будут бемоли, а для начала запишем бемольный звукоряд и снова вычитаем мажорный аккорд по схеме 1+4+3:
C db D eb E F gb G ab A B H C db D eb E F gb G ab A B H C db D eb E F gb G
Получим ряд мажорных аккордов с бемолями
Получим аккорд ФА-мажор со следующими тремя нотами: F, A, C (фа, ля, до)
Получим аккорд СИ-бемоль-мажор со следующими нотами: B, D, F (си-бемоль, ре, фа)
Мажорные гаммы с бемолями: F, B, Eb, Ab, Db, Gb, Cb
ПОСТРОЕНИЕ мажорных аккордов для гитары
Для простоты изложения будем рассматривать пример ДО-мажора, в тональности которого отсутствуют и диезы и бемоли. Итак, по формуле 1+4+3 аккорд ДО-мажор будет содержать ноты: до, ми, соль.
Отыщем эти ноты на грифе гитары…. При этом важно учесть, что басовой нотой обязательно должна быть тоника – то есть нота ДО.
Пример до-мажора (Б – это большая):
— шестая струна глушится
— пятая струна зажата на третьем ладу (ДО – тоника в басу)
— четвертая струна зажата на втором ладу (МИ – Б. терция – 4 полутона от тоники)
— третья струна открыта (звучит нота СОЛЬ – квинта – 7 полутонов от тоники)
— вторая струна зажата на первом ладу (ДО – тоника – основная нота аккорда)
— первая струна открыта (звучит нота МИ – Б. терция – 4 полутона от тоники)
Это классическая позиция ДО-мажора, с которой вы наверняка уже знакомы.
Если мы передвинем эту позицию вдоль по грифу на 2 полутона вперед, а порог грифа заменим на барэ указательным пальцем, получим аккорд РЕ-мажора (D):
— шестая струна глушится
— пятая струна зажата на пятом ладу (РЕ – тоника в басу)
— четвертая струна зажата на четвертом ладу (ФА-диез – большая терция)
— третья струна зажата на втором ладу (ЛЯ – квинта, которую берем барэ)
— вторая струна зажата на третьем ладу (РЕ – тоника – основная нота аккорда)
— первая струна зажата на втором ладу (ФА-диез – Б. терция, которую берем барэ)
ВАЖНО: в литературе мажорный аккорд обозначается или просто большой тонической буквой или же припиской «DUR» — durum или Major. Например, ФА-мажор обозначается: F или F-dur или F Major
Главное – когда вы строите мажорный аккорд для гитары (любой вообще), следите за тем, чтобы:
а) в басу обязательно была тоника
б) в аккорде обязательно присутствовали все 3 ноты мажорного трезвучия
в) задействовалось как можно больше струн (3 ноты аккорда можно повторять).
Например, в том же классическом варианте ДО-мажора (смотрите выше аппликатуру) мы видим, что:
а) в басу стоит тоническая нота ДО (шестая струна не звучит)
б) тоническая нота ДО повторяется 2 раза (пятая и вторая струна)
в) большая терция (4 полутона) МИ звучит также 2 раза (четвертая и первая струна)
г) квинтовая нота (7 полутонов от тоники) звучит один раз (открытая третья струна)
Аналогичным образом мы могли бы построить тот же ДО-мажор с нотами до, ми, соль, где-нибудь в середине грифа гитары. Например:
— шестая струна глушится
— пятая струна зажата на третьем ладу (ДО – тоника в басу)
— четвертая струна зажата на пятом ладу (СОЛЬ – квинта)
— третья струна глушится
— вторая струна зажата на пятом ладу (МИ – большая терция мажорной гаммы ДО)
— первая струна глушится
И это тоже будет ДО-мажор, так как мы извлекаем звук 3-х основных нот мажорного трезвучия: до, ми, соль. Точно так же можно сперва рассчитать ноты, а затем найти их на грифе гитары, любого другого мажорного аккорда вообще!
Несложно догадаться, что даже на 6-ти струнах классической гитары на расстоянии грифа до 12-го лада можно построить уйму таких вот вариаций одного и того же аккорда.
В этом и заключается прелесть гитары, а также знаний об элементарной теории музыки.
Если вы знаете, какие 3 ноты входят в трезвучие, знаете расположение нот на грифе гитары, вы без труда сможете создать любой аккорд вообще, и мажорный в частности!