Септаккорд – это аккорд, состоящий из четырех нот: классического трезвучия (тоника, терция, квинта) и добавочного седьмого тона.
Фактически здесь к основному аккорду добавляется интервал – септима (семерка), которая может быть:
— большая септима (11 полутонов от основной ноты – тоники);
— малая септима (10 полутонов от основной ноты – тоники).
Если учесть, что на грифе гитары один лад равен одному полутону, то для нахождения септимы (седьмой ступени лада) нужно от основной ноты отсчитать вперед 10 или 11 ладов.
Однако куда проще найти большую и малую септиму, отсчитав 1 или 2 лада в обратном порядке от тоники (основной ноты аккорда).
Ведь в звукоряде всего 12 полутонов!
Например, от ноты СОЛЬ (G) отступаем назад один лад и получаем большую септиму – ноту ФА-диез (F#); отступаем от СОЛЬ 2 лада назад и получаем малую септиму – ноту ФА (F). Вот и вся арифметика.
Как строится септаккорд на гитаре
Чтобы построить большой или малый септаккорд, нужно к трем нотам основного аккорда (мажора или минора – без разницы) добавить еще одну нотку – большую или малую септиму.
Получим, что септаккорд складывается из 4-х нот, например:
C7 – ноты С, E, G, B (до, ми, соль, си-бемоль)
Cmaj7 – ноты С, E, G, H (до, ми, соль, си)
Dm7 — ноты D, F, A, C (ре, фа, ля, до)
Dm7+ — ноты D, F, A, C# (ре, фа, ля, до-диез)
Касательно обозначений и символов отметим следующее.
А) Если у ноты стоит просто цифра 7, подразумевается добавленная малая септима, а аккорд зовется доминантсептаккордом или просто септаккордом (мажорным).
Б) Если у ноты стоит обозначение «Maj», «M7», «dur7» или «Maj7» (что часто встречается в джазе), подразумевается большой мажорный септаккорд, который в джазе является основным и называется просто септаккордом.
Понятно, что речь здесь о добавленной большой семерке (11 полутонов от тоники вверх или 1 полутон от тоники вниз).
В) Если у ноты стоит обозначение минора – буква «m» и семерка, подразумевается малая септима, добавленная к минорному трезвучию, минорный септаккорд.
Г) Если у ноты стоит обозначение минора – буква «m» («moll») и семерка с плюсом, подразумевается большая септима, добавленная к минорному трезвучию, большой минорный септаккорд.
Д) В редких случаях можно встретить запись вроде «maj7+», которая также указывает на большой мажорный септаккорд.
Чтобы сыграть септаккорд (большой или малый), нужно к основным нотам аккорда прибавить седьмую ступень (большую или малую).
Септаккорды в джазовой записи
Если говорить о джазе, то практически все в нем строится на септаккордах. В джазовых композициях септаккорды вообще считаются основными.
При этом джаз подразумевает использование только тех нот, которые входят в аккорд, с глушением всех прочих.
Еще одна особенность джазового исполнения – это основной тонический аккорд, преобразующийся в большой септаккорд.
Например, если бы мы записали аккордовую последовательность типа «ДО-мажор, ЛЯ-минор, ФА-мажор, СОЛЬ-мажор» в джазе, то получили бы следующее:
Cmaj7 – Am7 – F7 – G7
где: Cmaj7 – основной тонический аккорд – ДО-мажор с увеличенной септимой
Am7 – ЛЯ-минор-септаккорд с малой септимой
F7 –ФА-мажор-септаккорд с малой септимой
G7 – СОЛЬ-септ – доминантсептаккорд с малой септимой
А игралось бы все это дело примерно следующим образом:
Кроме того, в отдельных композициях наличие седьмой ступени (седьмого тона) исключает квинту или даже терцию.
Это особенно актуально, если септаккорд проходящий, используется только для перехода к следующему аккорду и звучит очень недолго.
В этом случае гитарист может пожертвовать любой из нот, кроме тоники и септимы. Ведь если мелодия быстрая, то слушателю будет достаточно услышать основную ноту и септиму, чтобы проследить мелодический ход композиции.
Большие и малые мажорные и минорные септаккорды используются в музыке повсеместно. Зачастую их применение предвещает переход мелодии к новым аккордам, к которым они тяготеют.
Суть в том, что септима – это диссонирующий интервал, который нуждается в разрешении.
По этой причине наиболее часто септаккорды в роковой музыке можно встретить перед началом куплета или припева, перед сменой настроения или перед сменой мелодики.
Сам по себе септаккорд (аккорд седьмой ступени) звучит не очень приятно, но когда с его помощью выстраивается мелодическая связь двух фраз, ситуация сразу меняется.
Септаккорд в роке используют для связки 2-х аккордов и обеспечения диссонирующего, нагнетательного перехода между аккордами (обычно в конце музыкальной фразы). Например:
C – Am – F – G7
Dm – F – Gm – A7
Em – C – D – H7
Fm# — Fm# — Hm – C#7
A – Fm# — Hm – E7
Использование септаккордов в роковой музыке также встречается при обыгрывании мелодических фраз (линии мелодии). Например:
Dm – Dm7+ — Dm7 – Dm7+
Em – Em7 – Em6 – Em5+
Am – Am7 – Dm – Dm7
C – Cmaj7 – G – H7
Таким образом, мы видим, что септаккорды для гитары украшают музыку, делают мелодию богаче и ярче, придают дополнительное звучание стандартным аккордам и служат прекрасным связующим звеном в переходах между аккордами песни.
Стоит отметить, что даже если в песне нет септаккорда, вы запросто можете использовать его под конец круга, чтобы перейти к тоническому трезвучию.
Причем, такой переход вы могли бы использовать даже там, где в нотах не прописан септаккорд.
Поверьте, звучание песни от этого только выиграет. Вот попробуйте сами сыграть известную вам песню, вставив в конце круга септаккорд, и поймете, о чем мы здесь пытаемся сказать.